Иван Крылов
Как баснописец создал образ «главного обжоры России»?
Иван Андреевич Крылов вошел в историю не только как великий баснописец, но и как создатель собственного гастрономического мифа. Его образ обжоры и гурмана был во многом сознательной мистификацией, за которой скрывался тонкий психолог и наблюдатель человеческой природы.
1. Театральный образ «обжоры»
Современники отмечали, что Крылов мастерски играл роль ненасытного едока:
- На званых обедах он нарочито громко требовал добавки, заказывал несколько блюд одновременно, но часто не доедал их.
- В мемуарах П.А. Вяземского сохранился рассказ о том, как Крылов, придя в гости, сразу спрашивал: «А когда будем есть?» — чем приводил в замешательство чопорных аристократов.
Это был сознательный образ «простака», за которым Крылов скрывал свой острый ум. Как отмечали друзья, после таких «обжорных» выходок он обычно отпускал самые меткие замечания о собравшихся.
2. Гастрономические мотивы в баснях
Пища в баснях Крылова часто становилась метафорой человеческих пороков:
- «Демьянова уха» — не просто история о навязчивом гостеприимстве, но и тонкая сатира на русское хлебосольство, которое может быть пыткой.
- В «Вороне и Лисице» сыр — символ тщеславия и лести.

Интересно, что сам Крылов действительно любил простую русскую еду: грибы в сметане, блины, сыр. Последний он часто носил с собой в кармане — возможно, это и вдохновило знаменитую басню.

3. Развенчание мифов
Многие «гастрономические подвиги» Крылова оказались преувеличены:
- Легенда о 10 съеденных блинах с икрой, вероятно, возникла из-за его привычки пробовать по одному блину с разных тарелок — он сравнивал вкусы.
- Рассказы о его послеобеденном сне по 4-5 часов не соответствуют действительности: по воспоминаниям современников, он дремал не более получаса.

4. Провокации за столом
Крылов использовал свои «обжорские» выходки как способ разговорить собеседников. А.О. Смирнова-Россет вспоминала, как на званом ужине он специально громко чавкал, когда речь заходила о политике, — глупцы тут же начинали говорить лишнее, думая, что баснописец «слишком занят едой», чтобы их слушать.

Образ Крылова-обжоры — это гениальная мистификация. За показным простодушием скрывался тонкий психолог, который использовал еду и как метафору в творчестве, и как инструмент в общении. Его «гастрономический театр» стал частью литературной легенды, которая пережила века.
Made on
Tilda